Свинцовый кислотный автомобильный аккумулятор, аккумуляторная батарея. Принцип работы. Восстановление. Преимущества. Недостатки.

Автомобильный аккумулятор. Теория, устройство, обслуживание, ремонт (10+)

Автомобильный кислотный аккумулятор. Устройство. Обслуживание. Ремонт

Оглавление :: Поиск

Кислотный свинцовый аккумулятор называется автомобильным условно, так как чаще всего мы встречаем его в автомобиле. Производятся они тоже в подавляющем большинстве случаев в автомобильном варианте. Однако эти устройства находят применение везде, где необходимо резервное электропитание, начиная от катеров, заканчивая крупными наземными объектами, критическими к отключению электричества (серверные, АТС и т. д.) Во многих устройствах бесперебойного питания используются именно такие аккумуляторы.

Сейчас наука и технологии шагнули далеко вперед. Разработаны другие, более совершенные, аккумуляторы. Но кислотный свинцовый аккумулятор остается наиболее дешевым и наименее прихотливым устройством резервного электропитания.

Основная причина популярности свинцовых аккумуляторов в их вибростойкости, устойчивости к перезаряду, относительной дешевизне и доступности.

Внимание! При выполнении любых работ с аккумулятором наденьте защитные очки, а лучше маску, защищающую все лицо. Попадание электролита в глаза чревато полной потерей зрения. Попадание на кожу не так опасно, если немедленно смыть электролит водой. Будет небольшой химический ожог. Помните, серная кислота не летуча. В результате из небольшой капли очень слабого электролита постепенно, по мере испарения воды, образуется точка концентрированной серной кислоты, которая прожигает все. Опасно мочить в электролите ткань. На ней тоже высыхает вода, а кислота остается. Ткань расползается, а если схватиться за такую ткань рукой, будет серьезный ожог.

Принцип работы автомобильного аккумулятора

Такой аккумулятор представляет из себя соединенные последовательно элементы (банки). Банки идентичны между собой. В каждую банку помещены свинцовые пластины, между которыми установлен специальный пористый инертный материал, служащий для взаимной фиксации пластин и обеспечения устойчивости к вибрациям. Пластины залиты электролитом - раствором серной кислоты в воде. Каждая банка выдает напряжение 2 - 2.5 вольта, в зависимости от степени зарядки. Таким образом, весь аккумулятор выдает 12 - 15 вольт.

Изначально пластины химически идентичны, состоят из свинца с некоторыми добавками, разными для разных производителей. Разница возникает при зарядке. В результате электрохимической реакции пластины разных полярностей покрываются разными химическими соединениями. Так накапливается электрическая энергия. При разрядке (отдаче энергии) пластины опять переходя в первоначальное состояние.

Сейчас кислотные аккумуляторы производятся в сухозаряженном виде. То есть на пластинах уже сформированы нужные слои химических соединений. Остается только залить электролит, подождать, и заряженный аккумулятор готов эксплуатации. Однако в любом случае рекомендуется новый аккумулятор подзарядить, так как сухой заряд не обеспечивает полной емкости.

Характеристики аккумулятора. Емкость. Напряжение. Пусковой ток. Полярность

Основными характеристиками аккумулятора, определяющими возможность его использования в тех или иных устройствах, являются:

Емкость. Емкость определяет, сколько энергии может накопить аккумулятор. Зависит она от площади пластин / объема электролита в банке. Есть определенное жесткое соотношение между площадью пластин и объемом электролита. Емкость аккумулятора измеряют в ампер-часах. Фактически это время, за которое аккумулятор разрядится током в 1А. Если ток будет в Х раз больше, то время в Х раз меньше. Надо понимать, что большинство аккумуляторов не выносят глубокого разряда. Если Вы полностью разрядите аккумулятор, то зарядить его снова Вам не удастся, его можно будет сдать как вторцветмет. Есть аккумуляторы с разной допустимой степенью разряда. Типично считается допустимым разряд на 60%-70% емкости, то есть в аккумуляторе должно сохраниться 30%-40% энергии. Но точно эту величину необходимо уточнять в инструкции к конкретному типу батареи.

Напряжение. Большинство аккумуляторов выпускаются на 12 вольт. Но для мотоциклов бывает 6 вольт, для некоторых грузовиков - 24 вольта, для разных стационарных приложений самый разный спектр напряжений. Напряжение зависит от числа банок, так как напряжение одной банки для свинцового аккумулятора фиксировано.

Пусковой ток. Аккумулятор имеет некоторое внутреннее сопротивление, так что при коротком замыкании выводов ток будет не бесконечным, а большим, но вполне определенным. Знать этот ток очень важно, если в системе бывают резкие пиковые нагрузки, например, включение стартера в автомобиле. Этот ток определяет, с какой максимальной скоростью аккумулятор может отдавать энергию. Вообще этот ток зависит от степени зарядки аккумулятора. Хорошо заряженный аккумулятор может отдавать, как правило, намного больший пусковой (пиковый) ток. На аккумуляторе обычно указывают его напряжение, емкость и пиковый ток. Пиковый ток указывается для полностью заряженного аккумулятора.

Полярность. Обычно аккумуляторы выполняются внешне несимметричными. Что требует внимания при их выборе. Клеммы аккумулятора должны быть расположены так, чтобы до них доставали соответствующие провода. Корпус автомобиля соединен с минусом аккумулятора, бортовая сеть - с плюсом.

(читать дальше...) :: (в начало статьи)

Оглавление :: Поиск

 

К сожалению в статьях периодически встречаются ошибки, они исправляются, статьи дополняются, развиваются, готовятся новые. Подпишитесь, на новости, чтобы быть в курсе.

Если что-то непонятно, обязательно спросите!
Задать вопрос. Обсуждение статьи. [17] сообщений.

Сульфатация Причины сульфатации, потери емкости автомобильного аккумулятора. Читать дальше...

У меня довольно старый аккумулятор. Вел он себя обычно как положено. Но в последний месяц (в июле) после больших дождей он, будучи установленным на автомобиле, разрядился. То, что он разрядился - ничего странного - автомобилем долго не пользовались. Непонятно другое. Напряжение на клеммах (аккумулятор был подключен к бортовой сети т. е. размыкатель массы был замкнут, но наг Читать ответ...

При зарядке аккумулятора 12В подал напряжение 24В при токе около 7А на время около 5 часов. Аккумулятор, естественно, сдох. Что с ним произошло (КЗ пластин, обрушение слоя)? Можно ли восстановить? Читать ответ...

Чем может быть опасно заряжать замкнутый (но не факт) аккумулятор? И как проверить есть ли смысл его обслуживать? Читать ответ...

Здравствуйте! У меня вопрос к Вам.Новый кислотный аккумулятор для мотоцикла, подозреваю, что появилась трещина в перемычке между банками. Можно ли вылечить аккумулятор без разборки, каким либо 'химическим' способом? Спасибо за ответ. Читать ответ...

Здравствуйте. Купил новый аккумулятор стал заливать электролит в первую банку вторая наполнилась. Залил в третью четвёртая наполнилась и т. д. Могут ли банки между собой сообщаться? Привёз в магазин - сказали что возможно могут. А я что-то сомневаюсь. Спасибо. Читать ответ...

Здравствуйте, почему выкипает минусовая банка? Читать ответ...

Каким должен быть уровень электролита в АКБ и почему он быстро заряжается и так-же быстро разряжается? Читать ответ...

В моем аккумуляторе пять банок нормально заряжены, а одна банка, в центре, не заряжается вообще. Я подзарядил аккумулятор током в 2.5 ампера сначала 24 часа, положительного результата не оказалось, затем еще, тоже самое, но банка не зарядилась. Машина при этом заводится хорошо. К чему может привести такая ситуация? Читать ответ...

Здравствуйте,скажите почему в новом аккумуляторе, при полной зарядке, плотность где то 1.17,? Но в то же время он исправно работает, никаких проблем не возникает (плотность замерялась на заряженом акб, и в теплом помещении, где акб отогревался несколько дней). Спасибо. (Цитата первого вопроса). Дело в том что я не уверен что в акб, изначально был залит электролит нормальн Читать ответ...

Здравствуйте, почему нельзя менять полярность АКБ? Заряжая полностью разряженный АКБ я попутал полярность, АКБ взял заряд, но быстро разрядился, причём + стал - и наоборот, как это возможно? Читать ответ...

Еще статьи

Сульфатация, сульфатирование пластин. Потеря, снижение емкости аккумул...
Причины сульфатации, потери емкости автомобильного аккумулятора....

Машинное, моторное масло. Автомасло. Синтетика, полусинтетика, минерал...
Моторное масло. Тонкости выбора и применения...

Когда менять машину на новую? Обслуживать ли автомобиль у дилера? Плат...
Когда имеет смысл обновить машину? Точный математический ответ. Стоит ли проводи...

Вариатор. Сцепление. Принцип действия. Устройство. Достоинства, недост...
Устройство и принцип действия сцепления и вариатора...

Устройство инжекторного двигателя. Неисправности впрыска....
Устройство инжекторного двигателя. Общий принцип работы. Обзор узлов и неисправн...

Самоблокирующиеся дифференциалы. Ограниченное проскальзывание. Геротор...
Типы и конструкции различных самоблокирующихся дифференциалов....

Неисправности автомобильного мотора. Не стартует. Не включается старте...
Обзор неисправностей автомобильного двигателя. Не заводится, не включается старт...

Инжектор. Моновпрыск / распределенный впрыск. Диагностика неисправност...
Обзор видов инжекторного двигателя и их неисправностей. Аварийный режим. Приемы ...