Сбор достоверной информации. Получение надежных данных, сведений. Как получить, собрать, проверить достоверность инфы?

Приемы получения и проверки надежности информации для принятия решения. Источники сведений. (10+)

Поиск и сбор достоверной информации

 1  2 

Оглавление :: Поиск

Для принятия правильных решений (личных и деловых) нужна достоверная информация. Хорошая новость состоит в том, что практически всегда основная масса необходимой информации доступна или может быть получена с минимальными усилиями. Но есть и плохая новость. Мы склонны не воспринимать нужную информацию, зато доверять недостоверным данным.

Мы сами запрещаем себе получать нужную информацию

Человеку свойственно фильтровать информацию, которую он получает, в соответствии со своими взглядами и убеждениями. Люди просто не видят того, что видеть не хотят. Такой подход не продуктивен, так как не дает нам возможности объективно взглянуть на вещи и принять правильное решение. Конечно, полностью отказаться от фильтров получается далеко не всегда, но даже само понимание того, что эти фильтры существуют, позволяет более реально оценить ситуацию.

Приведу два примера, один из частной жизни, другой из бизнеса.

Одна моя хорошая знакомая часто рассказывала мне, что ее муж так занят на работе, что дома практически не бывает, работает даже по выходным. Мне это казалось подозрительным, но она настаивала на том, что у них в семье замечательные открытые отношения. Она полностью доверяет мужу. Она легко бы распознала измену интуитивно и по невербальным сигналам. Так она и думала, пока сам муж не поставил ее перед фактом, что у него другая семья, в которой вот-вот родится ребенок.

Мой клиент постоянно мне сетует, что его бизнес разваливается. Клиенты уходят. В качестве причины он всегда отстаивает криминологическую версию. Будто к клиентам проникают агенты влияния его конкурентов, создают там негативное отношение к нему, готовят почву и переводят клиентов к конкурентам. По счастливой случайности, я консультирую некоторых из его клиентов. Ситуация такова, что качество его услуг просто никого не устраивает. Оно осталось на уровне начала 90-х, а с тех пор требования выросли. Конкуренты предлагают современный продукт. Если бы не высокие затраты в этом секторе на замену поставщика, то он бы уже потерял всех клиентов, но и так все постепенно движется к такому концу. Я несколько раз пытался помочь ему услышать претензии без фильтров и версий, но успехом это не увенчалось.

Этапы сбора данных

Чтобы справиться с проблемой фильтра, нужно работу с информацией разбить на четкие этапы.

На первом этапе нужно собрать всю доступную информацию, ничего не отсекать и не отбрасывать, свести ее в таблицу с указанием источников.

На втором этапе нужно выделить 1) те данные, которые подтверждаются надежными источниками или просто достаточным количеством не связанных между собой свидетельств, 2) те данные, которые требуют дополнительной проверки и 3) сведения из разных источников, прямо противоречащие друг другу.

На третьем этапе имеет смысл проверить соответствие данных научным представлениям, если это возможно. Например, если мы оцениваем систему отопления, то можно уточнить теплоту сгорания топлива, сравнить ее с заявленными параметрами. Можно обратиться к экспертам в этой области для оценки.

На четвертом этапе следует перепроверить информацию, вызывающую сомнения, то есть поискать дополнительные источники, которые опровергнут или подтвердят некоторые факты, а в случае прямого противоречия двух источников, подтвердят авторитет одного из них.

Основные источники информации

Люди. Люди склонны рассказывать то, что им известно, делиться своими знаниями и соображениями. Их к этому даже практически не надо подталкивать. Достаточно их просто внимательно слушать. Подробнее об этом в статье 'Как выслушать и понять собеседника'.

Открытые источники. Нужная информация может содержаться в официальных документах, рекламных проспектах, прессе, интернете.

Любая информация требует проверки

Отказавшись от предвзятости, мы, тем не менее, не должны принимать на веру все полученные сведения. Источники нередко могут вводить в заблуждение, как преднамеренно, так и вследствие недостаточных знаний автора. Сколько-нибудь авторитетными могут считаться только материалы, распространение недостоверной информации в которых преследуется по закону. Это: официальные сайты производителей, описания товаров, инструкции по эксплуатации, тексты договоров, официальных обязательств и оферт. Но и эти материалы нельзя считать истиной в последней инстанции, так как не имея всей полноты знаний, можно легко упустить важные оговорки в этих материалах.

Приведу пример. Покупаю кетчуп. Читаю на упаковке, что он не содержит крахмала. Дома открыл, попробовал. Крахмала, судя по вкусу, там полно. Читаю внимательно. В состав продукта входит какое-то вещество со странным названием. Лезу в википедию. Там написано, что это искусственный загуститель, по функциям заменяющий крахмал. Формально производителя обвинить не в чем.

Любой следователь Вам скажет, что самым надежным способом подтверждения информации является ее подтверждение из нескольких независимых источников. Есть только одна проблема. В интернете очень тяжело установить независимость источников, так как все друг у друга списывают. Если решение, которое Вы планируете принять, важное, то имеет смысл задать вопросы авторам материалов. Обычно в интернете это можно сделать. Если немного перефразировать сказанное в статье, задать уточняющие вопросы или обсудить варианты, то легко определить компетентность автора.

В особенно важных случаях требуются дополнительные мероприятия по проверке. Поясню на двух примерах, о которых мы говорили. Что бы я сделал для проверки своих версий?

В случае с супругом, который постоянно пропадает на работе, я бы посоветовал, например, заехать к нему на работу, привезти обед или предложить вместе пообедать в кафе. Если сделать это достаточно внезапно, то можно убедиться, на работе ли он.

В случае с оттоком клиентов нужно услышать их претензии, в том виде, в котором они высказываются, не объясняя и не толкуя их. Нужно предположить, что клиенты говорят именно то, что есть на самом деле и попробовать некоторое время хотя бы для одного из них создать идеальные условия обслуживания. Если он изменит свое отношение, решит не менять поставщика, то, вероятно, его действительно плохо обслуживали.

Не следует доверять своей интуиции, ощущениям, невербальным сигналам собеседника. Я часто вспоминаю один случай. Я беседовал с выходцем из восточной Европы (кажется, из Болгарии). Этот человек, что-то говоря, все время отрицательно качал головой. Меня это просто выводило из себя. Только потом я узнал, что в их краях так выражают согласие и одобрение. Говорят, что есть феноменальные физиономисты, которые по мимике могут буквально читать мысли, и экстрасенсы, которые просто видят Вас насквозь. Но я таких не встречал. Зато я постоянно встречаюсь с людьми, принимающими решение на основе интуиции, которые потом об этих решениях очень сожалеют.

Вы любите детективы? Я их иногда читаю. Там на основе интуиции могут формироваться версии. Следователи и детективы даже привлекают экстрасенсов. Но полученные версии потом подлежат проверке и подтверждению объективными уликами. Нам имеет смысл идти тем же путем.

(читать дальше...) :: (в начало статьи)

 1  2 

Оглавление :: Поиск

 

К сожалению в статьях периодически встречаются ошибки, они исправляются, статьи дополняются, развиваются, готовятся новые. Подпишитесь, на новости, чтобы быть в курсе.

Если что-то непонятно, обязательно спросите!
Задать вопрос. Обсуждение статьи.

Еще статьи

Мой хитрый метод контроля и мотивации....
Регулярный личный контакт, разбор проблем, благодарность за успехи - мой подход ...

Решение принято. Когда стоит пересматривать свои решения?...
Пример осознанного выбора. Анализ вариантов. Возможные основания пересмотра прин...

Новая модель продвижения...
Новая модель продвижения продукта через лидеров мнения в социальном интернет-про...

Резюме. Правильное написание, составление. Пример, шаблон, образец, бл...
Как правильно написать резюме для поиска работы....

Авторитет, харизма, солидность, уверенность в себе. Выглядеть солидно....
Секреты формирования авторитета в коллективе и уверенности в себе...

Секреты продаж. Успешный продажник, сейлз. Искусство продавать. Советы...
Советы продажнику. Как и что продавать...

Ключевые показатели эффективности, kpi, личные качества. Сотрудник, ра...
Перечень показателей эффективности и личных качеств для различных подразделений....

Найти, нанять, выбрать программиста, квалифицированного разработчика п...
Как найти хорошего программиста? Как понять квалификацию разработчика? ...