Куратор студенческой, учебной группы. Функции, функциональные обязанности. Тьютор, тьютер, тютор, тютер. Права, полномочия

Функциональные обязанности куратора (тьютора) студенческой учебной группы. Его миссия, функции, права, обязанности и полномочия. Варианты написания термина: тьютер, тютор, тютер (10+)

Куратор группы, тьютор. Основные функции и обязанности

 1  2 

Оглавление :: Поиск

Самое важное:

ВУЗ не может отчислять студентов, но не может и выдавать дипломы тем, кто не обладает нужными навыками и знаниями. Выход есть. Необходимо сопровождать студента в процессе обучения. Это - функция куратора.

Куратор защищает интересы студентов перед преподавателями, следит за разумностью нагрузки и требований.

Куратор (тьютор) следит за тем, чтобы студенты осваивали курсы планомерно. Он проводит воспитательную работу с отстающими. Для этого по каждому предмету должны быть определены достаточно частые контрольные точки, прохождение которых считается признаком нормальной успеваемости.

Высшее учебное заведение стоит перед непростой дилеммой.

С одной стороны, оно не может отчислять значительный процент студентов. Учебное заведение может отчислить 1% поступивших. Вне зависимости от организационно-правовой формы и системы финансирования (государственное, смешанное, коммерческое), если ВУЗ отчисляет даже 10% поступивших, встает вопрос уже не о качестве студентов, а о качестве ВУЗа. На принятых студентов уже потрачены деньги. На их место не наберешь новых со второго года обучения, так что ВУЗ продолжает тратить деньги на отчисленных студентов в течение всего планового срока их обучения, то есть 5 или 6 лет, хотя отчислены они на первом курсе.

С другой стороны, ВУЗ, заботящийся о своей репутации (а значит, о финансировании в будущем), не может позволить себе выдавать дипломы неквалифицированным студентам, которые не освоили необходимые навыки и знания.

Не следует думать, что описанный конфликт возник с приходом рыночных отношений. Он был все время существования высшего образования. И за это время выработан механизм, позволяющий его разрешать.

Дело в том, что большинство студентов не являются отъявленными бездельниками. Основная часть поступивших на самом деле хочет учиться, собирается посещать занятия и изучать материал. Но человек слаб. Соблазны и лень уводят студентов с правильного пути. Это не студенты такие плохие, это закон природы. Подробнее об этом можно прочить тут. Человека легко вернуть к правильным стратегиям поведения, если он не очень далеко зашел. Можно наверстать три пропущенных занятия, но очень тяжело нагнать полугодие или год. Если хвосты накапливались полгода, то у ВУЗа остается только три пути. Первый - отчислить (не годится). Второй - поставить проходную оценку при полном отсутствии знаний (не годится). Третий - оставить в должниках и все следующее полугодие заставлять изучать материалы предыдущего факультативом (приемлемый, но очень дорогой вариант).

Для того, чтобы студенты не очень сильно запускали учебу, догоняли в процессе обучения, а не перед или после сессии, нужны два условия.

Во-первых, преподаватели должны определить в своих курсах контрольные точки, по которым можно судить, что студент продвигается в правильном направлении. Точки должны быть расставлены достаточно часто, оптимально - раз в две - три недели. Это могут быть контрольные работы, тесты, задания, которые необходимо выполнить и сдать. Жизнь изменилась. Простая посещаемость занятий не может служить теперь критерием. ВУЗу не нужны выпускники - бездари, которые посетили все занятия, но ничего не умеют и не знают. С другой стороны, некоторые умные и талантливые студенты вынуждены работать (что не совместимо со 100-процентной посещаемостью), чтобы оплачивать образование или хотя бы свои расходы на время образования. Такие студенты нередко потом оказываются лучшими выпускниками, так как в ВУЗе получают не только знания, но и опыт упорного труда и самоконтроля. У них нет времени на пагубные развлечения. Если мы хотим получить действительно эффективное учебное заведение, то преподавателей нужно убедить, что прилежность студента определяется не посещаемостью, а выполнением контрольных заданий, которые определил преподаватель.

Во-вторых, должен быть человек, ответственный за то, что преподаватели наметили контрольные точки и довели их до студентов, а студенты продвигаются по плану и проходят контрольные точки вовремя. Это и есть куратор группы или тьютор. Он должен быть постоянно в курсе того, кто из его студентов какие точки прошел, а какие еще нет.

У меня был очень хороший куратор. Времена тогда были тяжелые. Мы все пришли для того, чтобы учиться. У нас была нормальная стипендия, которая позволяла ни о чем, кроме учебы, не думать. Но рыночные реформы разрушили всю систему. Встал вопрос, либо мы просто уходим, так как нам нечего есть, либо ВУЗ пойдет нам навстречу и будет мириться с тем, что мы работаем, хотя и учимся на очном отделении. ВУЗ пошел нам навстречу, во многом благодаря нашим кураторам. С нами (через кураторов) стали согласовывать расписание занятий (по возможности перенесли занятия на вечернее время), стали мириться с неполной посещаемостью при условии своевременного прохождения контрольных точек. Но если кто-то из группы не проходил контрольную точку по какому-либо предмету, его немедленно находил староста, сокурсники или сам тьютор (мобильных телефонов тогда не было), узнавал, как дела, чем помочь, когда будет закрыт хвост.

Нередко причиной плохой успеваемости является перегрузка. Если у студента четыре пары в день и пятидневная учебная неделя, то это уже превышает гигиенический норматив по загрузке. А мы ожидаем от студента еще и самостоятельной научной работы, участия в общественной жизни ВУЗа, посещения факультативов, выполнения домашних заданий. Со всем этим студент не в состоянии справиться физически. Ему приходится не выполнять некоторые требования. А когда перейден важный психологический барьер - от хорошего, все выполняющего и посещающего студента, к плохому, пропускающему занятия и списывающему домашние задания, дальше скатиться к полному разгильдяйству очень просто. Кроме того, ни один ВУЗ не заинтересован в том, чтобы его студенты двигались умом и прыгали из окон. О перегрузке учебная часть должна узнавать именно от кураторов.

Так как требования разных преподавателей в рамках даже одного предмета разнятся, то у разных учебных групп может быть разная загрузка. Одной из функций куратора является согласование режима обучения с принятыми гигиеническими стандартами. Если же программа обучения перегружена в целом, то тьютор должен докладывать об этом своему непосредственному руководителю - заместителю декана по воспитательной работе.

Хочу отметить, что иногда преподаватели сваливают на студентов свои упущения и недоработки. Куратор должен в этих случаях защищать интересы студентов. Знаю один такой случай. Было это в конце 80-х. Преподаватель невзлюбил одну свою ученицу. Дело дошло до прямого конфликта. К кому в таком случае должна была обратиться студентка? Слава Богу, что в этом ВУЗе была развитая система кураторов. Она обратилась к куратору. Он изучил вопрос и помог ей перевестись в параллельную группу. Конфликт, зашедший в тупик, опасный, как для студентки, так и для преподавателя, был исчерпан без лишнего шума.

Вы спросите, какие рычаги есть у тьютора для того, чтобы заставить студентов учиться, а преподавателей - квалифицированно выполнять свои обязанности? Мой управленческий опыт показывает, что лучшим способом мотивации является такой ход: нужно регулярно вовремя напоминать человеку о том, что он должен сделать. Кроме того, у нас в запасе есть 1% студентов, которых можно отчислить, а также регулярная аттестация преподавателей, по итогам которой можно понизить им зарплату или не продлить контракт. Как показывает практика, хотя отчисляют единиц, и аттестацию не проходят единицы, этого вполне достаточно для умеренного давления.

Посмотрите также пример должностной инструкции тьютора.

(читать дальше...) :: (в начало статьи)

 1  2 

Оглавление :: Поиск

 

К сожалению в статьях периодически встречаются ошибки, они исправляются, статьи дополняются, развиваются, готовятся новые. Подпишитесь, на новости, чтобы быть в курсе.

Если что-то непонятно, обязательно спросите!
Задать вопрос. Обсуждение статьи.

Еще статьи

Владение собой - поможет ли оно тебе стать счастливее? Как владеть соб...
Проверенные мной советы по укреплению самообладанию и борьбе с соблазнами. Корот...

Практика развития упорства. Приемы и навыки....
Самосовершенствование - упорство. По мотивам книги 'Сила воли. Как развить и укр...

Заключение экспертизы подлинности собственноручной подписи. Опыт....
Опыт почерковедческой экспертизы. Человек утверждает, что он не подписывал докум...

Шнурование листов документа. Нумерация листов комплекта ...
Как правильно прошить, прошнуровать и пронумеровать листы документа. Советы по п...

Проводим маркетинговый анализ. Анализируем конкурентов, рынок, окружен...
Анализ конкурентов и рыночного окружения. Проводите сами. Это просто и дешево....

Повышение производительности труда, эффективности сотрудников. Увеличе...
Как повысить производительность труда? Повышение эффективности работы сотруднико...

Анализ, прогнозирование, исследование спроса, продаж, привлекательност...
Как оценить спрос на свой продукт, услугу, спрогнозировать продажи....

Планирование. План мероприятий. Пример, образец. Оценка рисков....
Образец плана. Оценка риска. Корректировка....


Оглавление статьи

Сводка

В раздел 'По делу'

Политика конфиденциальности