Управленческий внутренний оперативный учет, отчетность. Организация. Постановка, ведение, сущность, объекты. Данные, особенности.

Как вести управленческий учет. Особенности организации, постановки. Сбор данных для внутренней отчетности (10+)

Управленческий учет - Организационные вопросы

Оглавление :: Поиск

Учет складских запасов

(1) (2) (3) (4) (5) (6) (7)
01/01/2013 П/Ф Переходящий остаток 300 300 300 300
15/01/2013 П Поступления от поставщика 250 550    
15/01/2013 Ф Поступления от поставщика     150 450
20/01/2013 П Отгрузка покупателю 1 -255 295    
20/01/2013 Ф Отгрузка покупателю 1     -255 195
21/01/2013 П Отгрузка покупателю 2 -255 40    

(1) - дата. (2) - (П)лан / (Ф)акт. (3) - Описание операции. (4) - Плановое количество. (5) - Остаток после плановой операции. (6) - Фактическое количество. (7) - Остаток после фактической операции.

Такой учет нужно вести по каждой товарной позиции. Если их много, то без специализированной программы не обойтись. В примере поставка товара 15/01/2013 была в меньшем объеме, чем планировалось. В результате на плановую отгрузку 21/01/2013 не хватает товара.

Объем оперативного учета

Управленческий учет не регламентируется законодательством. Так что каждая компания сама определяет для себя его объем и структуру.

Исходя из цели учета понимаем объем данных, которые нужно собирать. С одной стороны, управленческий учет не обязан быть точным. На решения менеджмента не влияют последние знаки количественных показателей. При миллионном обороте одна - две тысячи погоды не делают. Поэтому при постановке учета имеет смысл исходить из разумного соотношения между точностью и трудозатратами на ее получение. С другой стороны, управленческий учет должен быть оперативным. У менеджмента должна быть актуальная информация на сегодня, а не за прошлый год. Это требование гораздо важнее точности. С третьей стороны, в управленческий учет должны попадать данные, которых нет в официальной отчетности, так как они важны для принятия решения.

Внутренний учет можно вести на специально разработанном под нужные цели плане счетов. Так обычно делают бухгалтера, которые перешли из бухгалтерии в подразделение управленческого учета. На плане счетов можно учитывать не только денежные средства. Можно выделить счета для количественного учета. Учет на плане счетов предпочтителен для больших объемов и сложности, так как принцип двойной записи в значительной степени защищает от ошибок.

При небольшом объеме операций приемлемо вести учет в виде таблицы нужных показателей. Примеры такого учета были приведены выше.

Сбор информации

В компании в любом случае ведутся разные виды учета: складской, клиентский, остатки по банковским счетам и т. д. Управленческий учет можно вести на основе этих данных, практически не запрашивая ничего дополнительно.

Собираться данные могут двумя способами. Автоматически - этот вариант подходит для больших, хорошо автоматизированных компаний, или сотрудниками, ответственными за оперативный учет. Этим сотрудникам должен быть предоставлен гостевой доступ (права просмотра, но не изменения) к банк-клиенту, CRM, складской программе, рабочим файлам разных подразделений, другим учетным системам. Некоторые компании пытаются обязать подразделения собирать и передавать данные для управленческого учета самостоятельно. Но я не видел ни одной компании, которой такой подход принес удачу. Для склада, клиентского отдела, бухгалтерии и других подобных подразделений сбор дополнительных данных - дополнительная работа с непонятными целями и критериями качества. Делать ее хорошо они не смогут.

Как вести?

Меня нередко спрашивают, в какой программе вести управленческий учет. Если Вы только начинаете его, и Ваша компания небольшая или средняя (до 150 сотрудников), то лучше начать, используя обычные электронные таблицы. При таком подходе можно быстро и легко изменять формы и учетные параметры, структуру хранения нужной информации, но сложно правильно вносить данные, невозможно распараллелить процесс. Учет должен вести один человек. По мере накопления опыта и объемов можно выбрать специализированный программный продукт. Таких предлагается довольно много. О том, как выбирать программный продукт под конкретные задачи, будет отдельная статья. Если она Вам интересна, то подпишитесь на новости.

(читать дальше...) :: (в начало статьи)

Оглавление :: Поиск

 

К сожалению в статьях периодически встречаются ошибки, они исправляются, статьи дополняются, развиваются, готовятся новые. Подпишитесь, на новости, чтобы быть в курсе.

Если что-то непонятно, обязательно спросите!
Задать вопрос. Обсуждение статьи.

Еще статьи

Повышение производительности труда, эффективности сотрудников. Увеличе...
Как повысить производительность труда? Повышение эффективности работы сотруднико...

Планирование. Пошаговый план мероприятий - структура. Составить, напис...
Как составить план. Планирование мероприятий, шагов...

Как заинтересовать человека его работой...
Как мотивировать работников. В чем секрет эффективного сотрудника....

Подпись физического лица - экспертиза подлинности. Отзыв....
Опыт почерковедческой экспертизы. Человек утверждает, что он не подписывал докум...

Планирование. План мероприятий. Пример, образец. Оценка рисков....
Образец плана. Оценка риска. Корректировка....

Как принять решение, чтобы потом не жалеть и не сомневаться?...
Как принять решение, чтобы потом не жалеть и не сомневаться? Делаем выбор. Решим...

Интернет, online заработок. on-line бизнес. Заработаем деньги. Отзыв. ...
Бизнес в интернете. Наш практический опыт заработка....

Предпринимательские риски. Классификация, типы, виды, категории. Угроз...
Основные риски, угрозы бизнеса. Классификация рисков. Виды, типы, категории. Осн...