Как понять собеседника, выслушать человека. Слушаем. Приемы слушания

Выслушаем собеседника и постараемся понять его. Приемы слушания и понимания. (10+)

Как понять собеседника

 1  2 

Оглавление :: Поиск

Чтобы принимать эффективные решения, как в личной жизни, так и по работе, необходима достоверная информация. Одним из ее источников являются люди, наши собеседники. Встает вопрос, как получить от человека нужную информацию.

Сейчас очень популярны приемы активного слушания. Суть из в том, что слушающий задает собеседнику наводящие вопросы, поощряет развивать мысль и раскрывать детали. Сама по себе методика выглядит интересной. Действительно, наличие содержательных вопросов свидетельствует о том, что до слушателя доходят Ваши мысли, возникают вопросы, требуются уточнения. Но, как это водится, люди, прошедшие соответствующее обучение, поняли идею слишком буквально. Нередко приходится наблюдать, как интервьюер с жуткой гримасой на лице пытается выдавить из себя вопрос, хоть отчасти в теме разговора. Конечно, это совершенно не способствует взаимопониманию.

Как я слушаю

Я для себя сформулировал несколько модифицированную систему. Вам она может не подойти. Отнеситесь к ней критически. Для меня она подошла идеально. Я - тугодум. Спонтанные решения, быстрые усвоение и анализ информации не для меня. Я люблю спокойную и планомерную работу. Вот мои правила:

Встречаться с интересующим человеком несколько раз. Одной встречи мне всегда мало. Обычно анализ материалов первой встречи дает список вопросов, которые требуется уточнить. В официальных случаях я всегда на первой встрече договариваюсь о второй. В личной жизни просто ненавязчиво встречаюсь с человеком.

Готовиться к встрече. Перед разговором у меня должен быть список вопросов, которые я хотел бы прояснить, версий, которые я хотел бы проверить.

Не фильтровать. Большинство людей беседуют не для того, чтобы получить информацию, а для того, что бы подтвердить свое мнение. Они подводят собеседника к теме с нужной стороны, а все, что не укладывается в их представление, просто не слышат. Понятно, что так информацию не соберешь. Я стараюсь слушать то, что мне говорят, а не выбирать то, что мне нравится. Научиться этому несложно, но нужна некоторая практика. Очень помогает просто перед каждой встречей еще раз напоминать себе, что нужно слушать, открыв уши. Составив перед встречей список вопросов и версий, нужно быть внутренне готовым к тому, что версия подтвердится или будет опровергнута, или подвиснет на некоторое время, не получив ни подтверждения, ни опровержения. Нужно понимать, что на подготовленный вопрос может быть получен как положительный, так и отрицательный ответ, а также некоторое развернутое объяснение.

Не перебивать и не прерывать. Не стоит останавливать собеседника для того, чтобы что-то уточнить. Что-то уточнить можно потом, а если забыли или упустили, то на следующей встрече или по телефону. А людям свойственно увлекаться. Если человек начал говорить, и его никто не прерывает, то он обычно говорит больше, чем планировал.

Молчать и обдумывать. Сам я стараюсь говорить по-минимуму, в основном задаю подготовленные ранее или реально возникшие в процессе беседы вопросы. Во время монолога собеседника нужно обдумывать его слова. Во-первых, внимательно слушая собеседника и стараясь понять то, что он рассказывает, Вы подаете ему правильные невербальные сигналы, поощряющие его к рассказу. Во-вторых, сами возникают вопросы, которые следует тут же записывать, чтобы задать позже. Вопросы не следует вымучивать из себя, но если они действительно возникли, то их надо задать в подходящий момент, когда в речи собеседника наступит пауза.

Записывать на диктофон. Мне обычно понять все нюансы сказанного во время разговора не удается. При личном общении что-то теряется, какая-то информация ускользает. Прослушивание переговоров потом, в спокойной обстановке позволяет обратить внимание на то, что раньше прошло мимо ушей, и подготовиться к следующей встрече. Мои клиенты нередко говорят мне, что они легко прямо в процессе разговора обрабатывают полученную информацию. Но попробовав записывать, они убеждаются, сколько всего упустили. Запись очень помогает отключить фильтры. Прослушивая ее в спокойной обстановке, намного легче, чем в процессе разговора, отвлечься от предубеждений и услышать то, что человек на самом деле говорит.

Досье собеседников

Как консультант, я общаюсь с большим количеством разных людей. Запомнить все, что они мне говорят, я, конечно, не могу. Но я веду досье. Перед встречей я освежаю в своей памяти предысторию. Это полезно. Во-первых, неприлично спрашивать у человека что-то, о чем он уже несколько раз Вам рассказал. Во-вторых, собеседник нередко сам возвращается к старым разговорам, и ему очень приятно, что Вы помните то, что он Вам говорил. В-третьих, почитав досье, Вы настроитесь на разговор с этим конкретным человеком.

Не следует ловить собеседника на нестыковках в его текущем или предыдущих рассказах. От этого нет никакого прока, но это самый верный путь остаться без собеседников вообще.

Проверка достоверности

То, что говорят Вам люди, может быть правдой, полуправдой или вымыслом. Ее нужно собрать, не фильтруя на первом этапе, но потом она требует проверки. Об этом читайте статью 'Получение достоверной информации'.

(читать дальше...) :: (в начало статьи)

 1  2 

Оглавление :: Поиск

 

К сожалению в статьях периодически встречаются ошибки, они исправляются, статьи дополняются, развиваются, готовятся новые. Подпишитесь, на новости, чтобы быть в курсе.

Если что-то непонятно, обязательно спросите!
Задать вопрос. Обсуждение статьи.

Еще статьи

Как заинтересовать работника. Мотивировать его...
Как мотивировать работников. В чем секрет эффективного сотрудника....

Как обеспечить заинтересованность работника....
Как обеспечить заинтересованность сотрудника в его труде. ...

Мой хитрый метод контроля и мотивации....
Регулярный личный контакт, разбор проблем, благодарность за успехи - мой подход ...

Советы по составлению деловых текстов. Особенности, образцы....
Особенности написания официальных и деловых документов. Примеры текстов в формал...

Сила воли. Как развить, укрепить и совершенствовать? Советы....
Тренировка силы воли по мотивам книги 'Сила воли. Как развить и укрепить' Келли ...

Манипуляция, давление, манипулирование, манипулирующие приемы, методы,...
Приемы манипуляции. Защита от них...

Уверенность в себе. Создать, развить способность быстро вызывать довер...
Как убедить, впечатлить незнакомого человека, понравиться, вызвать доверие с пер...

Рекламная кампания в интернет. Особенности проведения. Отзывы. ...
Опыт проведения рекламной кампании для продвижения товарной марки в сети интерне...