Управленческий внутренний оперативный учет, отчетность. Задачи, цели. Примеры, шаблоны, образцы. Показатели, принципы

Цели и задачи внутреннего управленческого учета. Шаблон, пример, образец форм оперативной отчетности. (10+)

Управленческий учет

Оглавление :: Поиск

Эта статья является поводом для обсуждения. Управленческий (внутренний, оперативный) учет многообразен. Охватить его полностью в обзорной статье невозможно. Но я готов ответить всем, кто напишет в обсуждение статьи на все вопросы, касающиеся частностей учета.

Цели и задачи управленческого учета

Целью управленческого учета является сбор и систематизация информации, необходимой менеджменту для принятия управленческих решений.

Управленческий учет может вестись в части как финансовых показателей (прибыль, доходы, расходы, потоки денежных средств ...), так и в отношении показателей, с финансами не связанных (количество клиентов, заказов, трудозатраты ...)

Задачи оперативного учета формулируются исходя из того, какие решения будут приниматься на его основе. Их круг многообразен. Приведу примеры типичных задач внутреннего учета.

  • Оперативное управление финансами. Для того, чтобы не случалось кассовых разрывов, нужно вести учет поступления и расходования денежных средств. Причем желательно отражать в учете не только поступившие и истраченные средства в момент совершения операции, но и в отдельных полях ожидаемые в ближайшее время входящие и исходящие платежи. Тогда будет ясно, когда нужно брать кредит, какие исходящие платежи проводить, а какие следует задержать.
  • Планирование запасов и загрузки производства. Здесь нужен количественный учет. На основе данных о продажах нужно планировать закупки и / или загрузку производства и сотрудников.
  • Ведение бизнеса на нескольких юридических лицах. В холдинг могут входить несколько юридических лиц, устроенных по-разному, расположенных в разных странах, имеющих разные налоговые льготы. Для принятия управленческих решений это в большинстве случаев неважно. Деньги и ресурсы можно легко перебросить с одного лица на другое. Менеджменту нужно знать, как обстоят дела в целом по группе компаний.
  • Ведение нескольких бизнесов на одном юридическом лице. Совершенно разные люди могут использовать одно юридическое лицо для своих проектов. Между ними должны правильно делиться поступающие средства и общие затраты на юридическое и бухгалтерское сопровождение. На решения по каждому проекту влияют только данные по этому проекту, а не по всей компании.

Последний и предпоследний варианты нередко сочетаются. Несколько не связанных бизнесов размазаны по нескольким юридическим лицам так, что каждое юридическое лицо выполняет определенные функции для нескольких бизнесов.

Чем плох бухгалтерский учет для этих целей? Он для них вообще не подходит. Во-первых, бухгалтерская отчетность формируется постфактум, с задержкой на несколько месяцев от самих событий. Когда бухгалтерия показала недостаток денежных средств на выплату зарплаты, что-то делать уже поздно. Во-вторых, бухгалтерия ведется по каждому юридическому лицу отдельно. Чтобы получить консолидированную отчетность, нужно проделать некоторую работу, иногда соизмеримую с ведением отдельного оперативного учета. Кроме того, в холдинг могут входить компании разных правовых форм, режимов налогообложения, юрисдикций, с разными требованиями к бухгалтерии. В-третьих, ведение раздельного бухгалтерского учета по разным видам деятельности и проектам на одном юридическом лице не всегда возможно и целесообразно из налоговых соображений. В-четвертых, в бухгалтерии не отражаются ожидаемые проекты, количественные показатели и другая информация, важная для принятия решений.

Задачи управленческого учета лучше всего сформулировать в виде списка отчетных форм, которые подлежат предоставлению менеджменту с указанием точности данных в этих формах, необходимой степени актуальности, сроков и мест предоставления. Если задачи сформулировать в таком виде, сразу становится понятным, какую информацию нужно собирать и как ее учитывать.

Эффективный оперативный учет можно поставить только при наличии системы бизнес - планирования. Учет даст нам некоторые числовые значения, но для принятия решений нужно их с чем-то сравнить. То, что у нас на счете млн. рублей, ничего не говорит о нашем финансовом положении, если мы не знаем, какие планируются платежи и поступления в ближайшее время, сколько по нашему бизнес - плану в этот момент на счете должно быть денег. То же самое относится к количеству рекламы, прямых звонков, остаткам на складе и другим количественным показателям.

Примеры форм внутреннего учета

Учет денежного потока

(1) (2) (3) (4) (5) (6) (7)
01/01/2013 П/Ф Переходящий остаток 1000 1000 1000 1000
15/01/2013 П Предоплата по проекту 1 300 1300    
15/01/2013 Ф Предоплата по проекту 1     250 1250
16/01/2013 П Предоплата по проекту 2 200 1500    
20/01/2013 П Выплата зп -800 700    
20/01/2013 Ф Выплата зп     -800 450
20/01/2013 Ф Оказана материальная помощь     -100 350
03/02/2013 П Оплата процентов по кредиту -400 300    

В таблице суммы приведены в тысячах рублей. (1) - дата. (2) - (П)лан / (Ф)акт. (3) - Описание операции. (4) - сумма плановой операции. (5) - остаток после плановой операции. (6) - сумма фактической операции. (7) - остаток после фактической операции.

В приведенном примере видно, что не поступила предоплата по второму проекту и возник перерасход в связи с оказанием материальной помощи. В результате на конец дня 20-го января должен быть по плану остаток 700 тыс. р., а фактически он составил 350 тыс. рублей. Приходов до февраля не планируется, а в начале февраля запланирован платеж на сумму 400 тыс. р. Необходимо предпринимать срочные шаги, так как возникает кассовый разрыв.

Учет клиентской работы

(1) (2) (3) (4)
01/02/2013 П Направить за январь предложений 300
01/02/2013 Ф Направлено за январь предложений 250
01/02/2013 П Провести за январь встреч с клиентами 10
01/02/2013 Ф Проведено за январь встреч с клиентами 11
01/02/2013 П Заключить договоров за январь 1
01/02/2013 Ф Заключено договоров за январь 2
       
01/02/2013 П Направить за февраль предложений 400
01/02/2013 Ф Направлено за февраль предложений 430
01/02/2013 П Провести за февраль встреч с клиентами 30
01/02/2013 Ф Проведено за февраль встреч с клиентами 28
01/02/2013 П Заключить договоров за февраль 1
01/02/2013 Ф Заключено договоров за февраль 1
       
01/02/2013 П Направить за март предложений 400
01/02/2013 П Провести за март встреч с клиентами 43
01/02/2013 П Заключить договоров за март 3

(1) - дата. (2) - (П)лан / (Ф)акт. (3) - Описание операции. (4) - Охват.

В учете клиентской работы важно отражать количество направленных предложений и проведенных встреч. Во-первых, статистически из определенного количества предложений получается одна встреча, а из определенного количества встреч вырастает одна продажа. Таким образом, зная, сколько предложений направлено в январе, можно приблизительно оценить количество встреч в феврале и объем продаж в марте. Во-вторых, эти данные помогают планировать и контролировать работу отдела продаж, ставить перед ним понятные задачи. Очень тяжело выполнить такую задачу: 'Сделайте 3 продажи в марте', но легко направить 300 предложений в январе, из которых получится 30 встреч в феврале и 3 продажи в марте. Цифры здесь условные.

(читать дальше...) :: (в начало статьи)

Оглавление :: Поиск

 

К сожалению в статьях периодически встречаются ошибки, они исправляются, статьи дополняются, развиваются, готовятся новые. Подпишитесь, на новости, чтобы быть в курсе.

Если что-то непонятно, обязательно спросите!
Задать вопрос. Обсуждение статьи.

Еще статьи

Мой хитрый метод контроля и мотивации....
Регулярный личный контакт, разбор проблем, благодарность за успехи - мой подход ...

Как развить, укрепить и совершенствовать упорство. Советы....
Самосовершенствование - упорство. По мотивам книги 'Сила воли. Как развить и укр...

Как перестать откладывать на потом? ...
Как перестать откладывать дела на потом. Несколько простых советов. Книга, котор...

Профит - центры , кост - центры. Выделение, определение....
Центры прибыли и убытков. Зачем они нужны? Выделение. Определение. Применение. О...

Выполнение работ, оказание услуг. Обнал, обналичивание, обналичить, об...
Как правильно оформить работы или услуги, чтобы не попасть под подозрение в обна...

Практический опыт управления проектной группой. Делюсь....
После консультационного проекта мне предложили на некоторое время возглавить про...

Наемные работники, рабочие, сотрудники. Домашний персонал. Бригада стр...
Как нанять работника, чтобы он сделал нужную работу без проблем. Секреты успешно...

Экономика знаний, лидер мнения. Стать авторитетом. Авторитетное....
Что такое экономика знаний? Как она проникает в нашу жизнь? Как занять в ней клю...