Управленческая, учетная, финансовая структура. Аллокация. Профитцентры, костцентры. Как выделить, определить. Внутренние тарифы

Как правильно спроектировать учетную финансовую структуру компании, выделить центры учета (профитцентры, костцентры). (10+)

Центры прибыли / убытков, доходов / расходов - Управленческая структура

Оглавление :: Поиск

Внутреннее выделение центров доходов (профит) и расходов (кост)

Применяется такое разделение для целей планирования, учета и мотивации. В компании определяются зарабатывающие подразделения, считается, что они приносят в компанию деньги с рынка, и обслуживающие подразделения, которые служат для обеспечения нормальной работы зарабатывающих.

По некоторым подразделениям такое разделение естественно и однозначно. Например, бухгалтерия, охрана, секретариат являются центрами затрат (расходов). По другим блокам требуется некоторое волюнтаристское решение. Так, в некоторых компаниях считается, что отдел продаж - центр затрат (издержек), а производство - центр доходов. То есть продавцы обслуживают производство в части сбыта его продукции. В других компаниях наоборот: производство - центр издержек, а продажи - центр доходов. То есть производство обслуживает продавцов в части изготовления того, что те продают. Целесообразность одного или другого подходов зависит от того, какова рыночная ситуация. Если проблемы в продажах, то центром доходов надо назначать отдел продаж. Если продано столько, что невозможно все произвести, то разумно выбрать в качестве центра дохода производство. Рыночная ситуация может меняться, так что полезно периодически подвергать ревизии управленческо-финансовую структуру предприятия.

В одной компании могут быть несколько центров доходов, например, по видам и подвидам продукции, и наверняка есть несколько центров расходов. Вообще, управленческое выделение профит- и кост-центров производится и в корпорациях, где задействованы несколько юридических лиц. При этом юридическая структура никак не влияет на управленческую. Может оказаться, что подразделения, входящие в один центр, формально оформлены в разных юридических лицах, и наоборот, в одном юридическом лице может быть несколько профит- и кост-центров.

После выделения центров все доходы отражаются на центрах доходов, а расходы центров издержек распределяются между центрами доходов. Задачей центров доходов является заработок максимальной прибыли, то есть увеличение дохода и ограничение расходов, в том числе относимых на них расходов костцентров. Именно к решению этой задачи должны стимулироваться (в том числе материально) сотрудники профитцентров. Центры издержек должны стремиться удовлетворить все потребности центров доходов с минимальными затратами. Их материальное стимулирование должно быть построено на поощрении решения именно этой задачи.

Аллокация, внутренние тарифы, цены

Процесс распределения издержек кост-центров на профит-центры называется аллокацией. Она нужна для того, чтобы определить, сколько на самом деле заработал центр доходов с учетом затрат на выполнение его заданий.

Есть два распространенных принципа аллокации. Первый - пропорциональное распределение всех издержек согласно коэффициентам, определенным внутренними нормативами. Например, все издержки делятся между профит-центрами пропорционально количеству сотрудников в них или пропорционально доходу, ими приносимому. Второй - внутренние тарифы. В этом случае кост-центры по согласованию с центрами доходов определяют внутренний учетный тариф на свои услуги. Например, определяется, что уборка одного квадратного метра площади стоит столько-то, обслуживание одного компьютерного рабочего места - столько-то, проведение одной бухгалтерской операции - столько-то. Центры доходов, с точки зрения управленческого учета, покупают эти услуги у центров затрат. Сами ставки определить легко из сравнения стоимости тех же услуг при аутсорсинге, ведь по большинству услуг (бухучет, уборка, IT-обслуживание и т. д.) на рынке достаточно компаний, готовых выполнять эти работы. Внутренние ставки должны быть меньше, чем рыночные, иначе теряется смысл содержания собственного персонала. Обычно внутренние ставки выбираются на 30% - 50% ниже рыночных. Если сделать это не удается (издержки кост-центра слишком высоки), то имеет смысл привлечь аутсорсера.

При втором подходе необходимо проверить, что деятельность кост-центров не будет убыточной с учетом того, что они оказывают свои услуги не только центрам доходов, но и друг другу. Так, в бухгалтерии и IT-департаменте необходимо убираться, IT-закупки - отражать в бухучете, а компьютеры в бухгалтерии - обслуживать.

В приведенном выше примере, когда отдел продаж является профит-центром, а производство - кост, при втором подходе получается, что отдел продаж является как бы посредником, работающим за комиссию между внутренней стоимостью продукта и ценой, за которую он его продает внешним покупателям. Такая организация показала свою эффективность во многих компаниях.

Наиболее удачным является сочетание двух описанных подходов к аллокации. Для тех подразделений, внутреннюю стоимость услуг которых легко определить (бухгалтерия, секретариат, обслуживание здания и помещений, информационные технологии и связь и т. д.), нужно применять тарифный подход. Для остальных подразделений (руководство компании, департамент общественных связей, внутренний контроль и т. д.) лучше определить нормативы распределения.

(читать дальше...) :: (в начало статьи)

Оглавление :: Поиск

 

К сожалению в статьях периодически встречаются ошибки, они исправляются, статьи дополняются, развиваются, готовятся новые. Подпишитесь, на новости, чтобы быть в курсе.

Если что-то непонятно, обязательно спросите!
Задать вопрос. Обсуждение статьи.

Еще статьи

Принципы оперативного управленческого учета. Показатели, образцы....
Цели и задачи внутреннего управленческого учета. Шаблон, пример, образец форм оп...

Советы по составлению описи вложений и отправке документов почтой...
Как составить опись вложения, отправляя документы заказным письмом. Советы, реко...

Как перестать откладывать на потом? ...
Как перестать откладывать дела на потом. Несколько простых советов. Книга, котор...

Франшиза, франчайзи, франчайзинг, расходы, купить, покупка, продажа, п...
Франшиза - способ начать свое дело. Как выбрать франшизу? Расходы малого бизнеса...

Подготовка и проведение совещания. Участники обсуждения - оптимальное ...
Подготовка совещания. Советы, как подготовить материалы участникам. Типовой регл...

Хороший, идеальный, отличный собеседник, компаньон, слушатель, надежны...
Как стать идеальным собеседником и хорошим другом, мастером общения...

Отношения, взаимоотношения, коммуникация с руководителем, руководством...
Как построить отношения с руководителем...

Постановка, выбор целей, задач. Целеполагание, целеположение. Приемы, ...
Как правильно выбрать цель? Постановка, выбор. Как поставить задачу? Секрета цел...